Особенности тревожных детей

Образование - Недостатки современной системы образования

особенности тревожных детей

В результате нам удалось выявить важные особенности тревожных детей.

Во-первых, это сравнительно высокий уровень обучаемости таких детей, что противоречит точке зрения учителей на них как на плохо обучаемых или совсем не обучаемых.

Во-вторых, неумение детей вычленить главную задачу, сосредоточиться на ней, стремление охватить своим вниманием все элементы деятельности (как известно, подобная особенность вообще характерна для тревожных людей вне зависимости от возраста).

В-третьих, отказ от решения задачи после неуспеха, причем неуспех связывается ими не с неумением решать ту или иную задачу, а с отсутствием необходимых способностей, что также типично для тревожных детей.

Кроме того, эту группу тревожных детей отличал достаточно низкий уровень самооценки, как общей, так и самооценки в деятельности (использовались методики Де-Греефе и Нюттена). Все дети по результатам социометрической пробы («Красный дом - черный дом») имели неблагополучное положение среди сверстников.

Большинство тревожных детей отличались довольно странным поведением на уроках. Иногда они отвечали правильно на вопросы учителя, могли быстро решить задачу, иногда же молчали или давали совершенно нелепые ответы.

При ответах у доски у них отмечались сильные признаки волнения: они краснели, начинали заикаться, сильно жестикулировать или говорили совсем тихо, неслышно, стараясь как бы зрительно стать меньше. Причем один и тот же школьник в разных ситуациях мог демонстрировать как то, так и другое поведение, и это не было напрямую связано с тем, насколько хорошо он знал урок.

Ответы таких учеников часто выглядели как попытка угадать, что именно надо сказать. Как и следовало ожидать, такое поведение усиливалось, после того как учитель указывал ученику на сделанную ошибку, говорил, что он выполнил задание неправильно. (Известно, что боязнь сделать ошибку или, другими словами, ориентация на ошибку - одна из наиболее распространенных форм школьной и экзаменационной тревожности.) Ребенок в такой ситуации выглядел полностью дезориентированным, он как бы терял всякие критерии правильного или неправильного ответа, правильного поведения.

Отметим, что для детей других школьных возрастов подобное поведение несвойственно. Можно полагать, что оно специфично именно для первых этапов обучения, когда тревожность возникает как реакция ребенка на непонимание им новых требований и невозможность ответить на них. Это явление во многом аналогично тому, которое Всемирная организация здравоохранения обозначила как «школьный шок».

Отношение детей к школьным требованиям изучалось с помощью специально разработанного нами приема, названного «Перевертыши, или Школа клоунов» (по известной книге Э. Успенского).

Эксперимент проводился следующим образом. Детям рассказывали о «школе клоунов», придуманной Э. Успенским, читали отрывки из его книги. После этого их просили переделать правила поведения учеников в обычной школе для «школы клоунов». Большинство первоклассников сравнительно легко справляются с этим заданием, придумывая смешные, необычные правила.

Для тревожных первоклассников это задание оказалось чрезвычайно сложным. Понимая его, они тем не менее ничего не могли придумать. В лучшем случае это было просто «правило наоборот» (например, правило «Когда учитель входит в класс, надо встать» превращалось в «надо сесть»). Такие результаты не могли быть объяснены слабой фантазией этих учеников, плохим развитием речи, поскольку они не хуже многих первоклассников придумывали рассказы на другие темы.

Таким образом, эти дети характеризовались ярко выраженной потребностью соответствовать образцу «настоящего ученика» и полной неудовлетворенностью этой потребности.

Тревожные учащиеся не могли сознательно перерабатывать школьные требования, отыскивать конструктивные способы их выполнения, а находились как бы под их «гнетом». Это выражалось в странном, нелепом поведении тревожных детей, они зачастую производили впечатление «отсталых», «недоразвитых».

Все это сказывалось на оценке учителями таких учеников и на отношении к ним сверстников. Необходимо также отметить «паническую» реакцию детей на неуспех.

Важно подчеркнуть, что результаты обследования подтвердили мнение учителей о неготовности таких детей к школьному обучению. С психологической стороны это проявлялось, прежде всего, в несформированности необходимых элементов произвольного поведения. С педагогической - у них отсутствовали знания и умения, необходимые для успешного овладения основными учебными предметами.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

Нравственные последствия использования Модели-минус

News image

Существуют также серьезные нравственные последствия использования Модели-минус. Пренебрегая опасностями, которые она т...

Учебная деятельность школьников

News image

Основными типами деятельности в жизни любого человека могут быть игра, обучение, трудовая деятельность. В этой классиф...

Квалификация родителя как учителя и друзья в школе

News image

Естественно то, что все учителя в школе имеют высшее педагогическое образование и имеют определенную специализацию в о...

Виды обучения:

Основные виды обучения в современной дидактике и пути ихсовершенствования

News image

В практике работы образовательных учреждений сложилисьотносительно обособленные, отличающиеся рядом признаков виды обу...

Формы обучения

News image

Формы обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функ...

Что делать со свободой? Подводные камни домашнего образования

News image

Моцарт и Бородин, Грибоедов и Бунин, Агата Кристи и многие, многие другие таланты получили домашнее образование. Сегод...

Авторизация