Когда женщины в России впервые получили доступ к высшему образованию?

Образование - Образование в России

когда женщины в россии впервые получили доступ к высшему образованию?

В настоящее время женщина с высшим образованием – дело привычное, даже обыденное. А ведь было время, когда женщина в России о высшем образовании и думать не могла. Кроме того, отношение к «ученой» женщине было крайне негативным. Не женское то дело «науки изучать».

Но, к счастью, не все так думали. Во второй половине девятнадцатого века развернулась настоящая политическая борьба по этому поводу. Прогрессивно мыслящие требовали разрешить доступ женщины к образованию, регрессивно – об этом и слышать не хотели.

Наивысшим достижением этой борьбы стало разрешение женщинам в середине пятидесятых годов девятнадцатого века посещать вольнослушательницами лекции Петербургского университета. Но в 1859 году этого права их лишили.

Однако борцы за равноправие женщин в получении образования не успокаивались. Такие знаменитые ученые как Менделеев, Сеченов, Бутлеров, Бестужев-Рюмин, возглавили общественное движение.

И, наконец, в 1878 году пришла победа. На самом высоком уровне было принято решение об открытии Высших женских курсов. Открытие Высших женских курсов как частного учебного заведения состоялось 2 октября 1878 года в Петербурге. Директором курсов был назначен известный ученый-историк Константин Николаевич Бестужев-Рюмин. По имени первого директора, а пробыл он на этом посту четыре года, Высшие женские курсы получили название Бестужевских.

Вначале курсы располагались в помещениях Александровской гимназии на Гороховой улице. Затем, в 1885 году, на 10-й линии Васильевского острова было построено новое трехэтажное здание.

Обучение на Бестужевских курсах проходило на трех факультетах (историко-филологическом, юридическом и физико-математическом) и продолжалось четыре года. Хотя обучение на курсах было платным, 100 рублей в год, недостатка в курсистках (так называли учащихся Бестужевских курсов) не наблюдалось.

На курсы принимались девушки не моложе 21 года. Желающие до 1 августа подавали заявление с просьбой принять их на курсы. Так как желающих всегда было больше, чем мест, то проходил отборочный конкурс по результатам оценок в гимназии. Вступительных экзаменов не было.

Окончившие Высшие женские курсы получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и младших классах мужских учебных заведений. На Бестужевских курсах лекции читали известные ученые и преподаватели. Курсистки получали хорошее всестороннее образование.

Но так продолжалось недолго. В 1886 году, просуществовав восемь лет, Бестужевские курсы были закрыты по высшему распоряжению императора. Но в 1890 году после настойчивой борьбы прогрессивной интеллигенции Бестужевские курсы были вновь открыты.

Закрыли Бестужевские курсы пришедшие к власти большевики в 1918 году, преобразовав первый женский университет в Третий Петроградский. Так закончилась история этого уникального учебного заведения. Многие бестужевки оставили значительный след в науке, литературе и общественной жизни России. Назовем некоторые известные имена.

Анна Александровна Караваева (выпускница 1916 года) – русская писательница, дважды награждалась Государственной премией, орденом Ленина. Много лет была редактором журнала «Молодая гвардия».

Е.М. Прилежаева-Барская – детская писательница, автор замечательной книги о художнике Тропинине «Крепостной художник».

Е.В. Балабанова – знаменита тем, что написала первый в России учебник библиотечного дела.

Ольга Антоновна Добиаш-Рождественская – первая в России женщина, защитившая докторскую степень по средневековой истории. Ее книга о Ричарде Львиное Сердце до сих пор пользуется популярностью среди ученых.

Софья Васильевна Романская стала первой женщиной-астрономом, работала в Пулковской обсерватории.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Недостатки образования:

О чем стоит подумать, переходя на домашнее обучение?

News image

Вы задумались о переходе вашего ребенка на домашнее обучение? На сегодняшний день на эту тему информации столько, что,...

Коррекция поведения

News image

В соответствии со сказанным главными направлениями психокоррекционной работы с тревожными учащимися являлись следующие...

Диагностика тревожности

News image

Было проведено углубленное психологическое обследование детей, характеризующихся высокой школьной тревожностью и устой...

Виды обучения:

Неформальное и формализованное образование

News image

Во избежание путаницы следует сказать, что нельзя понимать неформальное образование в оппозиции к формальному. Историч...

Что делать со свободой? Подводные камни домашнего образования

News image

Моцарт и Бородин, Грибоедов и Бунин, Агата Кристи и многие, многие другие таланты получили домашнее образование. Сегод...

Формы обучения

News image

Формы обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функ...

Авторизация